Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки 
по виду спорта «Биатлон»

В соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта – биатлон, утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 22 ноября 2022г. №1046.

Срок реализации программы на этапах подготовки:

    • начальной подготовки – 3 года;

    • учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) – 5 лет;

    • этап совершенствования спортивного мастерства – 3 года;

    • этап высшего спортивного мастерства – без ограничений.

Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки 
по виду спорта «Лыжные гонки»

В соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта – лыжные гонки, утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 17 сентября 2022г. №733.

Срок реализации программы на этапах подготовки:

    • начальной подготовки – 3 года;

    • учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) – 5 лет;

    • этап совершенствования спортивного мастерства – 3 года;

    • этап высшего спортивного мастерства – без ограничений.

Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки 
по виду спорта «Горнолыжный спорт»

В соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта – лыжные гонки, утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 31 октября 2022г. №881.

Срок реализации программы на этапах подготовки:

    • начальной подготовки – 3 года;

    • учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) – 5 лет;

    • этап совершенствования спортивного мастерства – 3 года;

    • этап высшего спортивного мастерства – без ограничений.

Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки 
по виду спорта «Сноуборд»

В соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта – лыжные гонки, утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 31 октября 2022г. №866.

Срок реализации программы на этапах подготовки:

    • начальной подготовки – 3 года;

    • учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) – 5 лет;

    • этап совершенствования спортивного мастерства – 3 года;

    • этап высшего спортивного мастерства – без ограничений.6

Методика построения этапа подготовки к соревнованиям и подведение спортсменов к пику формы

Сиделев Петр Алексеевич – ведущий специалист Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научный центр физической культуры и спорта».

Федотова Елена Викторовна – доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научный центр физической культуры и спорта».

Зудилина Дарья Сергеевна – начальник отделения комплексного контроля спортивной подготовленности научно-методического отдела ГБПОУ «МССУОР №2»  Москомспорта.

Аннотация. В методических рекомендациях рассматриваются вопросы планирования и реализации подготовки спортсменов в период, непосредственно предшествующий участию в соревнованиях. Раскрываются основные методические положения и принципы проведения периода подводки, приводятся основные стратегии построения этапа подготовки к соревнованиям. На конкретных примерах показаны варианты моделирования нагрузки с целью получения планируемого спортивного результата. Рассматривается, каким образом с помощью основных компонентов тренировочного процесса (объема нагрузки, интенсивности нагрузки, количеством и частотой тренировочных занятий, продолжительностью периода подводки) достигается максимальная эффективность тренировочного процесса на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.

Методические рекомендации
Спортивная подготовка и проблемы перетренированности

Чурганов Олег Анатольевич — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины Северо-западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова.

Гаврилова Елена Анатольевна — доктор медицинских наук, профессор, врач по спортивной медицине высшей категории, зав. кафедрой лечебной

физкультуры и спортивной медицины Северо-западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова.

Аннотация.
Методические рекомендации посвящены одной из самых значимых проблем в современном спорте – проблеме синдрома перетренированности. Рекомендации содержат обзор современных международных исследований, касающихся причин и механизмов развития, проявлений, методов диагностики и реабилитации спортсменов с синдромом перетренированности. Рассмотрены и проанализированы  последние консенсусные заявления Международного олимпийского комитета, метаанализы, систематические обзоры, новейшие исследования на момент издания пособия, касающиеся рассматриваемой проблемы. Предложены конкретные простейшие методы диагностики синдрома перетренированности, доступные тренеру без специального оборудования, с помощью которых он может осуществлять скрининг спортсменов в своей ежедневной деятельности. Рассмотрены современные методы реабилитации и профилактики синдрома перетренированности, диетические рекомендации и международная декларация о четырехфакторной стратегии оптимизации постнагрузочного восстановления спортсменов. Использование новых знаний позволит тренеру сохранить здоровье, результативность и успешность спортсмена. Рекомендации также могут быть использованы в работе работников врачебно-физкультурной службы, врачей по спортивной медицине, а также для образования самих спортсменов.

Профилактика и коррекция утомления спортсменов на этапах спортивной подготовки

Тарасова Любовь Викторовна — доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории проблем комплексного сопровождения спортивной подготовки Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научный центр физической культуры и спорта».

Аннотация.

Целью настоящей разработки  является поиск наиболее эффективных средств профилактики и коррекции утомления спортсменов на этапах спортивной подготовки.
Теоретическое значение заключается в расширении знаний о восстановительных средствах и методах профилактики и коррекции утомления спортсменов в режиме спортивной подготовки и соревновательных выступлений.
Практическое значение заключается в поиске эффективных решений проблем восстановления спортсменов и использования профилактических мер утомления в режиме спортивной тренировки и соревновательных выступлений.
Практические рекомендации могут быть использованы тренерами, спортсменами и специалистами при планировании восстановительных
мероприятий на этапах годичного цикла подготовки, а также в режиме тренировочных занятий.
Методологическую основу  выполненной работы составили научные исследования современных авторов: С. И. Вовк, И. Н. Шабанов, П. С. Горулев, М. В. Баканов, Н. Н. Трифонова, И. А. Грец, А. А. Грушин, Е. Р. Яшина, Ф. А. Иорданская, и др.

Формирование системы комплексного контроля подготовки спортивного резерва

Тарасова Любовь Викторовна — доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории проблем комплексного сопровождения спортивной подготовки Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научный центр физической культуры и спорта».

Аннотация.
Система комплексного контроля подготовки спортивного резерва способствует своевременному обеспечению всех сторон подготовленности
спортсмена, глубокому анализу происходящих изменений на протяжении многолетнего тренировочного процесса и созданию предпосылок для достижения высокого спортивного результата. <br>
Методические рекомендации дают представление об организации комплексного контроля подготовки спортивного резерва в процессе их тренировочной и соревновательной деятельности, расширяют знания о средствах, методах и формах организации комплексного контроля и практическом применении результатов оценки функционального и физического состояния спортсменов в процессе управления спортивной тренировкой. Получение необходимых сведений о физическом состоянии спортсмена способствует оптимизации средств тренировочного воздействия, что обусловлено не только научной задачей, но и учетом индивидуальных возможностей реализации тренировочного воздействия. Технология
управления спортивной подготовкой обеспечивает стимулируемое развитие физического потенциала спортивного резерва и предъявляет конкретные требования по обеспечению педагогических, обучающих, воспитательных и тренирующих эффектов от занятий спортом. <br>
Методические рекомендации подготовлены для тренеров и спортсменов, специалистов различных видов спорта, преподавателей и учащихся спортивных школ в решении задач спортивной подготовки спортивного резерва.

Разработка и утверждение единых подходов
к научно-методическому обеспечению подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд субъектов российской федерации

Федотова Елена Викторовна — доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории проблем спортивной подготовки Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК).

Аннотация. В методических рекомендациях раскрываются место и роль научно-методического обеспечения в современной системе спортивной подготовки, его нормативно-правовые и организационно-методические основы. Рассматриваются вопросы комплексного контроля как ключевого элемента научно-методического обеспечения, виды программ научно-методического обеспечения и их основное содержание, практические аспекты формирования и реализации программ этапного контроля. Подчеркивается приоритетность ежедневного мониторинга состояния организма спортсмена и его реакции на нагрузку, необходимость оценки готовности спортсмена к выполнению предстоящей тренировочной
нагрузки как условия эффективности воздействий программы спортивной подготовки, важность предупреждения перетренированности, предотвращения ухудшения функционального состояния спортсменов и снижения риска травматизма, связанного с перегрузками, за счет систематического мониторинга ключевых параметров, характеризующих состояние спортсмена. Большое внимание уделяется вопросам практического использования средств и методов мониторинга, необходимости контроля и учета внетренировочных факторов при оценке готовности
к тренировке. Значительное место отводится практическим аспектам, средствам и методам мониторинга, доступных широкому кругу тренеров и спортсменов, на конкретных примерах рассматриваются возможности оценки, интерпретации и использования получаемых данных.

Безопасность в детско-юношеском спорте

Гаврилова Елена Анатольевна — Доктор медицинских наук, профессор, врач высшей категории, зав. кафедрой лечебной физкультуры и спортивной медицины Северо-западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова.

Аннотация. Целью издания является обзор угроз (рисков) для жизни и здоровья в детско-юношеском спорте и путях их предотвращения. Предложены
современные доказательные рекомендации по обеспечению безопасности в детско-юношеском спорте, основанные на анализе существующих на момент издания пособия законодательных документов Российской Федерации, а также актуальных отечественных и зарубежных руководств, консенсусов и рекомендаций по теме безопасности в спорте. Данные рекомендации помогут тренерам планировать и осуществлять мероприятия по снижению рисков для жизни и здоровья в спорте, а также действия в чрезвычайных ситуациях, что является основой и неотъемлемой частью их работы в соответствии с профстандартом и федеральными стандартами спортивной подготовки. Настоящие рекомендации направлены на ликвидацию пробелов в знаниях тренеров, инвентаризацию их знаний в вопросах организации безопасных условий для занятий спортом в физкультурно-спортивных организациях для несовершеннолетних граждан нашей страны. Рекомендации могут быть использованы в работе организаторов спорта, работников врачебно-физкультурной службы, врачей по спортивной медицине, методистов, а также для образования самих спортсменов.